slide1.jpg
slide2.jpg
slide3.jpg
slide5.jpg
slide4.jpg

Управление запасами, supply chain

Запасы имеет каждая компания, предлагающая рынку свои товары. Это и запасы готовой продукции, и полуфабрикатов, и материалов. С вопросом, какой уровень запаса необходимо поддерживать, сталкиваются и производитель, и дистрибутор, и розничный продавец. Наверняка и в вашем офисе есть запасы: как мимимум, бумаги и канцелярских принадлежностей.

Многие компании, особенно небольшие, распоряжаются своими запасами "по наитию", "на глазок". Это приводит иногда к перезатариванию складов и замораживанию немалых денег в запасах - либо наоборот, к хроническому дефициту какого-либо товара и потере клиентов, не получающих вовремя требуемый продукт. А если ваш товар еще и скоропортящийся, то проблема становится особенно острой: ведь просроченные запасы - это выброшенные деньги.

Данной теме посвящена целая наука - управление запасами. Она подразумевает прежде всего методологию пополнения запасов с учетом различных факторов и ограничений, существующих в вашей компании, а также - определение оптимального уровня страхового запаса, который необходимо поддерживать.

Какие же методики пополнения запасов существуют? Их множество, основные:

  • Модель с фиксированным временем заказа
  • Модель с фиксированным интервалом времени между заказами
  • Модель с установленной периодичностью пополнения заказа до постоянного уровня
  • Модель «минимум-максимум»
  • И другие

Выбор конкретной методики зависит от специфики вашего бизнеса, а также от целей и приоритетов вашей компании.

В любом случае в основе пополнения запасов, как для производителя, так и продавца - лежит система планирования потребностей. Продавцу необходимо планировать потребность в запасах готовой продукции, производителю - помимо них еще потребность в полуфабрикатах и материалах (MRP). Планирование может быть как краткосрочным (день, неделя, месяц) - так и долгосрочным (год, 5 лет). Краткосрочное планирование используется для оперативного принятия решений, долгосрочное же - определяет стратегию развития компании. А какое планирование есть у вас?

Планирование потребностей тянет за собой необходимость прогнозировать продажи - ведь от корректности прогноза продаж зависят все остальные планы компании. Но прогнозирование спроса - это уже отдельная тема.

Классическая формула определения объема пополнения запаса на конкретный период времени:

V производства (закупки) = план продаж - остаток на начало периода + переходящий запас (планируемый остаток на конец периода).

Таким образом, приходим ко второму важному вопросу: какой запас вы планируете поддерживать как страховой?

Определение оптимального уровня страхового запаса также зависит от многих факторов, играющих роль в вашем бизнесе. Основные факторы обычно - вероятность колебания спроса, минимальная партия и срок производства / поставки (как часто можно пополнять запас и какими партиями), срок годности продукта.

А что же скрывается за модным ныне понятием "supply chain" или "цепочками поставок"? Здесь имеется в виду следующее: у каждой компании есть свои поставщики и клиенты, у которых тоже хранятся запасы той же самой продукции и материалов. Так вот оптимизация цепочки поставок подразумевает поддержание выбранного уровня запасов не только в рамках своей компании, но и на складах своих контрагентов. Это требует от компаний-партнеров максимальной открытости (возможность отслеживать данные об остатках на складах контрагента), системного подхода и точности - вероятно поэтому на сегодняшний день существует не так много компаний, внедривших supply chain в России.

Итак, почему так важно правильно определить объем хранящихся у вас на складе запасов и корректно рассчитать срок и объемы их пополнения?

Давайте разберем небольшую задачку: компания Х производит продукт Y. Прогноз продаж данного продукта: 100 ед. в день, спрос может колебаться +/- 20%. Себестоимость продукта - 800руб. за ед., а цена продажи - 1000руб. Срок годности продукта - 10 дней. Внимание, вопрос: какой средний текущий запас будет оптимальным для компании Х?

Для начала давайте представим, что компания Х решила поддерживать запас в размере 7 дней. В этом случае компания всегда имеет товар в наличии, но держит замороженными в этом товаре 560 тыс.руб. (800*100*7) - которые можно пустить в оборот и заработать дополнительные деньги.

Кроме того, поскольку срок годности продукта всего 10 дней - компания вынуждена продавать товар с истекающим сроком годности. А если еще и спрос уменьшится на 20%, то компания гарантированно получит просроченный товар на складе.

Теперь представим противоположную ситуацию: компания Х, ознакомившись с современными концепциями минимизации запасов - решила вообще не создавать страховой запас продукта Y, а работать "с колес", производя под прогноз продаж 100 ед. продукта в сутки. Что имеем в этом случае? Да, компания теперь не замораживает деньги и не имеет просроченных неликвидов. Но вдруг спрос вырос на 20%, а производство не успело отреагировать - получаем упущенную выгоду 28 тыс.руб. в неделю ((1000-800)*20*7) и разочарованных клиентов, не получивших продукт в срок. А остановка производства даже на несколько часов (например по причине поломки оборудования) - приводит и вовсе к плачевному результату.

По классике теории управления запасами правильный ответ на эту задачку можно рассчитать по формуле. В жизни - нет универсального правильного ответа, нет формулы, подходящей всем компаниям. У каждой компании есть свои факторы и ограничения помимо перечисленных в условии задачи (например, минимальная партия производства, загруженность производственных мощностей, складская площадь для хранения). Некоторые факторы вообще трудно измерить: например, вероятность срыва поставок сырья или готовность клиентов перенести заказ на другой день.

Каждую ситуацию нужно рассматривать индивидуально - но в любом случае, чем больше существенных для вашего бизнеса факторов вы учитываете при планировании, тем эффективнее вы управляете запасами, и тем выше ваши финансовые результаты.

У наших консультантов есть серьезный опыт оптимизации системы управления запасами в различных компаниях (в том числе, крупных холдингах), который позволяет нам реализовывать успешные проекты в данной сфере. Будем рады помочь Вашем бизнесу в области управления операциями (запасами, закупками, производством).

Вы можете заказать консалтинг или тренинг для Вашей компании:

  • Написав нам по адресу info@juco.ru
  • Позвонив по многоканальному телефону +7 (495) 926-63-78
  • Связавшись с нашим партнером в своем регионе
  • Заполнив форму заказа:

Анонсы

27-29 октября тренинг «Управление проектами»

Подробности здесь...

Контакты

Цитата момента

Если начать говорить только то, что знаешь, то скоро тебе скажут, как мало ты знаешь.
Если начать говорить только то, что думаешь, то скоро тебе скажут, как неправильно ты думаешь.
Если начать говорить только то, что хотят от те6я слышать, то скоро тебе скажут, как много ты знаешь и правильно думаешь.