up3_mini.jpg

Управление запасами, supply chain

Запасы имеет каждая компания, предлагающая рынку свои товары. Это и запасы готовой продукции, и полуфабрикатов, и материалов. С вопросом, какой уровень запаса необходимо поддерживать, сталкиваются и производитель, и дистрибутор, и розничный продавец. Наверняка и в вашем офисе есть запасы: как мимимум, бумаги и канцелярских принадлежностей.

Многие компании, особенно небольшие, распоряжаются своими запасами "по наитию", "на глазок". Это приводит иногда к перезатариванию складов и замораживанию немалых денег в запасах - либо наоборот, к хроническому дефициту какого-либо товара и потере клиентов, не получающих вовремя требуемый продукт. А если ваш товар еще и скоропортящийся, то проблема становится особенно острой: ведь просроченные запасы - это выброшенные деньги.

Данной теме посвящена целая наука - управление запасами. Она подразумевает прежде всего методологию пополнения запасов с учетом различных факторов и ограничений, существующих в вашей компании, а также - определение оптимального уровня страхового запаса, который необходимо поддерживать.

Какие же методики пополнения запасов существуют? Их множество, основные:

  • Модель с фиксированным временем заказа
  • Модель с фиксированным интервалом времени между заказами
  • Модель с установленной периодичностью пополнения заказа до постоянного уровня
  • Модель «минимум-максимум»
  • И другие

Выбор конкретной методики зависит от специфики вашего бизнеса, а также от целей и приоритетов вашей компании.

В любом случае в основе пополнения запасов, как для производителя, так и продавца - лежит система планирования потребностей. Продавцу необходимо планировать потребность в запасах готовой продукции, производителю - помимо них еще потребность в полуфабрикатах и материалах (MRP). Планирование может быть как краткосрочным (день, неделя, месяц) - так и долгосрочным (год, 5 лет). Краткосрочное планирование используется для оперативного принятия решений, долгосрочное же - определяет стратегию развития компании. А какое планирование есть у вас?

Планирование потребностей тянет за собой необходимость прогнозировать продажи - ведь от корректности прогноза продаж зависят все остальные планы компании. Но прогнозирование спроса - это уже отдельная тема.

Классическая формула определения объема пополнения запаса на конкретный период времени:

V производства (закупки) = план продаж - остаток на начало периода + переходящий запас (планируемый остаток на конец периода).

Таким образом, приходим ко второму важному вопросу: какой запас вы планируете поддерживать как страховой?

Определение оптимального уровня страхового запаса также зависит от многих факторов, играющих роль в вашем бизнесе. Основные факторы обычно - вероятность колебания спроса, минимальная партия и срок производства / поставки (как часто можно пополнять запас и какими партиями), срок годности продукта.

А что же скрывается за модным ныне понятием "supply chain" или "цепочками поставок"? Здесь имеется в виду следующее: у каждой компании есть свои поставщики и клиенты, у которых тоже хранятся запасы той же самой продукции и материалов. Так вот оптимизация цепочки поставок подразумевает поддержание выбранного уровня запасов не только в рамках своей компании, но и на складах своих контрагентов. Это требует от компаний-партнеров максимальной открытости (возможность отслеживать данные об остатках на складах контрагента), системного подхода и точности - вероятно поэтому на сегодняшний день существует не так много компаний, внедривших supply chain в России.

Итак, почему так важно правильно определить объем хранящихся у вас на складе запасов и корректно рассчитать срок и объемы их пополнения?

Давайте разберем небольшую задачку: компания Х производит продукт Y. Прогноз продаж данного продукта: 100 ед. в день, спрос может колебаться +/- 20%. Себестоимость продукта - 800руб. за ед., а цена продажи - 1000руб. Срок годности продукта - 10 дней. Внимание, вопрос: какой средний текущий запас будет оптимальным для компании Х?

Для начала давайте представим, что компания Х решила поддерживать запас в размере 7 дней. В этом случае компания всегда имеет товар в наличии, но держит замороженными в этом товаре 560 тыс.руб. (800*100*7) - которые можно пустить в оборот и заработать дополнительные деньги.

Кроме того, поскольку срок годности продукта всего 10 дней - компания вынуждена продавать товар с истекающим сроком годности. А если еще и спрос уменьшится на 20%, то компания гарантированно получит просроченный товар на складе.

Теперь представим противоположную ситуацию: компания Х, ознакомившись с современными концепциями минимизации запасов - решила вообще не создавать страховой запас продукта Y, а работать "с колес", производя под прогноз продаж 100 ед. продукта в сутки. Что имеем в этом случае? Да, компания теперь не замораживает деньги и не имеет просроченных неликвидов. Но вдруг спрос вырос на 20%, а производство не успело отреагировать - получаем упущенную выгоду 28 тыс.руб. в неделю ((1000-800)*20*7) и разочарованных клиентов, не получивших продукт в срок. А остановка производства даже на несколько часов (например по причине поломки оборудования) - приводит и вовсе к плачевному результату.

По классике теории управления запасами правильный ответ на эту задачку можно рассчитать по формуле. В жизни - нет универсального правильного ответа, нет формулы, подходящей всем компаниям. У каждой компании есть свои факторы и ограничения помимо перечисленных в условии задачи (например, минимальная партия производства, загруженность производственных мощностей, складская площадь для хранения). Некоторые факторы вообще трудно измерить: например, вероятность срыва поставок сырья или готовность клиентов перенести заказ на другой день.

Каждую ситуацию нужно рассматривать индивидуально - но в любом случае, чем больше существенных для вашего бизнеса факторов вы учитываете при планировании, тем эффективнее вы управляете запасами, и тем выше ваши финансовые результаты.

У наших консультантов есть серьезный опыт оптимизации системы управления запасами в различных компаниях (в том числе, крупных холдингах), который позволяет нам реализовывать успешные проекты в данной сфере. Будем рады помочь Вашем бизнесу в области управления операциями (запасами, закупками, производством).

Вы можете заказать консалтинг или тренинг для Вашей компании:

  • Написав нам по адресу info@juco.ru
  • Позвонив по многоканальному телефону +7 (495) 926-63-78
  • Связавшись с нашим партнером в своем регионе
  • Заполнив форму заказа:

Анонсы

26-28 июня тренинг «Управление проектами»

Подробности здесь...

Контакты

Цитата момента

Если общий обзор налоговых законов еще вызывает смутные мысли типа: "Ни фига себе…", то детальное их изучение уже вызывает конкретную мысль: "Фиг вам!".