slide1.jpg
slide5.jpg
slide3.jpg
slide4.jpg
slide2.jpg

Советы бизнес-консультанта. Выпуск 55. Управление персоналом

Содержание выпуска:

Наконец-то после майских каникул и безумных двух недель без выходных, у меня образовалось немного времени, а значит рассылка продолжается :)

Тема выпуска. Как снизить издержки на персонал

Михаил Юрьевич Рыбаков

Михаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант, бизнес-тренер, соучредитель компании Just Consulting.

Статья написана для журнала "На стол руководителю".

В этом выпуске как, впрочем, и всегда, - исключительно мое авторское мнение, и оно вполне может противоречить Вашим мыслям и другим авторитетным источникам :)

***

Любая компания стремится сократить свои издержки. Во многих видах бизнеса одна из наиболее значительных статей затрат - затраты на персонал. А поскольку дело касается людей, то перед руководителем встает дилемма: как сократить фонд заработной платы (ФЗП), чтобы не демотивировать людей, и они продолжали работать как минимум не хуже, чем раньше.

Волшебной палочки нет, но есть ряд направлений, в которых можно работать.

***

Во-первых, проанализируйте, какую часть ФЗП составляют оклады и другие постоянные вознаграждения, т.е. те, которые не зависят от результатов труда сотрудников: объемов продаж, выработки и т.д. Именно это – бремя компании, которая она ей приходится нести вне зависимости от текущего финансового положения, объемов поступления денежных средств. И это первый кандидат на сокращение. Если точнее, то вам предстоит изменить структуру выплат сотрудникам в пользу переменной части.

Большая постоянная часть з/п плоха еще и тем, что задает людям неправильные ориентиры: они привыкают деньги получать, а не зарабатывать. Сотрудник начинает лениться, у него пропадает задор. А лучшие уходят, т.к. как бы они ни старались, не смогут получать больше.

Определите, каких результатов вы ожидаете от каждой должности, сформируйте набор измеримых показателей (KPIs), и рассчитывайте доход сотрудников в зависимости от результатов их работы. А лучше, если они сами будут рассчитывать, и присылать вам на утверждение.

Конечно, это применимо не ко всем должностям, но к большинству.

***

Далее, вы можете разделить сотрудников по уровню их значимости для компании и квалификации. Соответственно и доход у них может различаться на порядки. Такая практика активно применяется в консалтинговых компаниях.

Есть стажеры, которых постоянно нанимают в большом количестве, они выполняют самую простую работу, и получают соответственно. Их регулярно оценивают по результатам работы, скорости обучения и т.д. Те, кто показывают хорошие результаты – растут и переходят на следующую позицию, остальные покидают компанию. Т.е. своего рода естественный отбор.

Есть младшие консультанты, консультанты, старшие консультанты, руководители проектов. Чтобы двигаться по этой лестнице, надо регулярно добиваться хороших результатов в работе, уметь ладить с клиентами и коллегами. Ведь оцениваются и навыки работы в команде, и удовлетворенность клиентов.

И есть партнеры, т.е. совладельцы компании. Как правило, это самые опытные консультанты, которые решающие самые сложные задачи, консультируют своих сотрудников, занимаются привлечением клиентов.

Каждый в принципе может дорасти до партнера. Рост поощряется, часто действует принцип «развивайся или уходи».

Такая система гарантирует, что ключевые люди замотивированы по максимуму, в то же время людям на рядовых позициях никогда не переплачивают.

***

Затем, обратите внимание, как у вас обстоят дела с мотивацией нематериальной. Если люди у вас работают только ради денег, значит, в работе с персоналом есть немалые пробелы.

Вспомните пирамиду Маслоу. Самые сильные мотиваторы – наверху: уважение и самоуважение, самореализация. Ваши люди ощущают, что они занимаются важным интересным делом? Они развиваются? У них есть перспективы? В компании уважают сотрудников? Ценят их профессионализм и вклад в общее дело? Обстановка в компании здоровая?

Человек, который работает только ради денег, как правило, нелоялен к компании. Если завтра в другом месте ему заплатят больше, он уйдет. Вас это устраивает?

Конечно, деньги человек должен получать достойные. Но «достойные» - понятие субъективное, и часто умеренный доход компенсируется другими факторами (см выше). Многие успешные компании (не потому ли они успешны?) платят сильно ниже рынка, а люди работают годами, и счастливы. Зайдите в ближайший Мак J

***

В некоторых компаниях работа сродни искусству, т.е. сильно зависит от конкретных исполнителей. А значит вы зависимы от конкретных людей, их настроений и особенностей. И если что-то не так, вы теряете прибыль. Хороший бизнес – это машина, которая работает и «печатает деньги» для владельцев независимо от конкретных личностей, работающих в нем. Конечно, это идеальная модель, но стОит к ней постоянно стремиться. А значит грамотно выстраивать, отлаживать бизнес-процессы, чтобы их мог выполнять сотрудник независимо от степени его гениальности и настроения. Замечу, что это не отменяет работы над корпоративной культурой: все-таки люди есть люди.

 ***

Многие компании несут существенные потери из-за текучки кадров. Сколько времени и денег надо на то, чтобы сотрудника найти, выбрать, обучить?! А он потом уходит, или его приходится увольнять. И это может быть как результатом ошибки на стадии подбора, так и следствием неумелого руководства (см. следующий абзац). А еще общими проблемами системы менеджмента, нечеткостью бизнес-процессов. Например, человека берут на одну позицию, а он вынужден выполнять другую работу, что для профессионала часто неприемлемо. Или постоянно возникают накладки, нестыковки. А может быть причина ухода – плохой климат в коллективе.

Поэтому есть смысл тщательно сотрудников отбирать, но уж если взяли человека – создать ему условия для плодотворной работы.

***

Хочу заметить, что мотивация персонала – дело не только службы персонала. Самое большое влияние на сотрудника оказывает его непосредственный руководитель. И именно его стиль руководства, подход к людям, личный пример задает то, как сотрудники будут относиться к работе вообще и компании в частности. И обман здесь не проходит: люди верят не столько вашим словам, сколько поступкам. Так что рекомендую время от времени проводить в компании тренинги для руководителей по развитию навыков управления сотрудниками. Если ваша компания их не проводит, сходите за свой счет – окупится сторицей.

Надеюсь, вы уже сами поняли как это связано со снижением затрат на персонал. Много ли толку от немотивированного сотрудника? Каковы результаты его труда? А сколько вреда он принесет, сея «смуту» в рядах коллег?

***

Ну и, наконец, компании сильно теряют на излишней роскоши: дорогие автомобили, супер-обстановка в кабинетах руководителях, перелеты дорогим классом и т.д. Многие великие бизнесмены славятся тем, что даже обладая миллиардами, скромны в своих личных запросах. Так, например, вледелец Ikea Ингвар Кампрад, состояние которого превышает 50 миллиардов долларов, летает экономическим классом, почти не носит деловых костюмов и ездит на 10-летней Volvo. А ведь сотрудники ориентируются на своих лидеров. Будьте проще – и люди к вам потянутся, как говорил великий комбинатор J А заодно и прибыль компании вырастет.

***

Итак, мы рассмотрели несколько направлений снижения издержек на персонал. Какие из них примените вы – зависит от вас и вашего бизнеса. Успехов!

P.S. Все вышеописанное - менеджмент качества вашей компании. То есть здравый смысл, который говорит нам, как разумно управлять бизнесом.

***

Как всегда - присылайте Ваши вопросы: info@juco.ru.

Ближайшие открытые (сборные) тренинги в Москве:

  • 17-19 июня (втоник-четверг): тренинг «Управление проектами». Системный взгляд на проекты, 70% времени – практические упражнения. Тренинг регулярно проходит с 2002 года, и за это время его участниками стали более 500 человек из таких компаний как Jurby Watertech International, Saint-Gobain, SHL, Альфа-банк и Альфа-Страхование, Альянс-Пром (ГК Альянс), Астана-недвижимость, Гарант, Интеко, Иркутский алюминиевый завод (СУАЛ-холдинг), Иркутскэнерго, КазМунайГаз НК, Крост, РЖД, СО – ЦДУ ЕЭС, ТатОйлГаз НК, ЮКОС НК и многих других. Вы можете ознакомиться с отзывами участников, а также со статьями тренеров курса:
    • Михаила Рыбакова, Сертифицированного Специалиста по Управлению Проектами (Certified Project Management Specialist), IPMA.
    • Оксаны Клименко, имеющей многолетний практический опыт создания с нуля и внедрения в крупном холдинге Корпоративной системы управления проектами.
  • 23-24 июня (понедельник-вторник): тренинг «Управление проектами в Microsoft Project». Использование MS Project позволяет Вам сделать планирование и контроль проекта наглядным и прозрачным, повысить продуктивность Вашей работы. Тренинг проводят Михаил Рыбаков и Оксана Клименко.
  • Июль (даты уточняются): тренинг "Система качества «под ключ» - основа повышения эффективности бизнеса". Тренинг для собственников и руководителей компаний. За 2 дня Вы сможете разобраться в том, что такое менеджмент качества и какие преимущества он дает Вашему бизнесу; научиться внедрять Систему менеджмента качества. И многое другое… Проводят: Александр Леонидович Шмайлов и Михаил Юрьевич Рыбаков.

Присылайте заявки! Подробности на сайте WWW.JUCO.RU и у наших менеджеров: +7 (495) 926-63-78.

***

С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, бизнес-тренер, психолог
Сертифицированный специалист по управлению проектами (CPMS, IPMA)
Старший партнер компании Just Consulting 
WWW: http://juco.ru
E-Mail: mrybakov@juco.ru
Тел.: +7 (495) 926-63-78 (многоканальный)
Персональный сайт: http://mrybakov.ru

Анонсы

22-23 ноября тренинг «Управление проектами»

Подробности здесь...

Контакты

Цитата момента

Мягкий человек делает то, что просят.
Черствый человек не делает то, что просят.
Глупый человек делает то, что не просят.
Умный человек не делает то, что не просят.
И лишь Мудрый человек делает то, что нужно.

А что делаете Вы?